В Риме множество сокровищ скрыты от глаз туристов. За серым фасадом на самой шумной улице города, по которой проходят толпы людей скрывается одно из них. Большинству из проходящих мимо людей и голову не придет сюда зайти, но не повторяйте эту ошибку, загляните во дворец семьи Дория Памфили в самом начале улицы Корсо и вы увидите шедевры и уникальную галерею, которая больше напоминает шкатулку с драгоценностями.
Одна из самых ярких частных коллекций искусства в Италии хранится в галерее Дория Памфили. На протяжении многих столетий эту коллекцию собирали несколько аристократических семей. В веке род Памфили породнился с семье Альдобрандини, а в приданное получил вот такой дворец, чья история, кстати, начинается еще с века.
До сих пор дворец с коллекцией принадлежит семейству Дориа Памфили, которое старательно борется за сохранение своего рода. Еще с века здесь было принято принимать гостей, организовывать балы и музыкальные вечера, демонстрировать шедевры искусства публике и удивлять роскошными интерьерами. Так и сейчас галерея и часть апартаментов открыты для широкой публики.
Родоначальникам коллекции можно по праву считать папу Иннокентия Памфили, который взошел на папский престол в 1644 году. Его бюсты и портреты создавали самые именитые артисты, отражая в своих произведениях его суровый, угрюмый, тяжелый характер. Портрет Веласкеса полностью отражает психологию понтифика, его взгляд пронизывает насквозь, вся тяжесть и непримиримость чувствуется в нем. Этот портрет ужаснул самого Папу, который не смог сдержаться от возгласа «Слишком правдиво!», когда увидел его. Веласкес не скрыл ни одного изъяна папаского лица, вся его жизнь отразилась в этом взгляде. Бюст Бернини, который куда лучше знал Понтифика, тоже весьма точно отражает его характер. Артист, который в скульптуре всегда старался превзойти живопись детально отразил каждую складку и прищур на лице Иннокентия . Кстати, в галерее вы увидите сразу две версии бюстов: первый не задался из-за трещины в мраморе, но гений не растерялся и в мгновении ока выполнил второй, удивив всех. Скульптор Альгарди тоже продемонстрировал свое видение папы, создав великолепный бюст.
-
Джан Лоренцо Бернини, Бюст Папы Иннокентия X
-
Алессандро Альгарди, Бюст Папы Иннокентия X
Надо сказать, что при всем своем непреклонном характере, Папа находился под сильным влиянием своей властной родственницы (супруги своего брата) Олимпии Майдалкини. В Риме ее даже называли папесса, так как все дороги к папе вели через ее одобрение. А подойти к жадной и тщеславной даме без даров было совсем не возможно. Благодаря такому подарку - бронзовой модели фонтана Четырех рек - Бернини получил папское одобрение на строительство фонтана на площади Навона. Бюст этой влиятельной дамы Альгарди выполнил из каррарского мрамора, капюшон на голове папессы делает ее похожей на кобру, которая готова в лобой момент наброситься на свою добычу.
Племянник папы и сын Олимпии Камилло через какое-то время после женитьбы на представительнице семьи Альдобрандини селится во дворце на улице Корсо, именно эта пара начинает тут масштабные реставрационные работы.
От семьи Альдобрандини в коллекцию пришло много великолепных шедевров. Так называемые лунетты, выполненные Анибале Караччи и его школой были заказаны художнику кардиналом Пьетро Альдбрендини. Пейзаж - основной главный герой этих картин, а герои библейских сцен, изображенные на них - лишь крохотные фигурки, затерявшиеся на его фоне. Надо сказать, что этот жанр очень полюбился семье и они заказывают большое количество пейзажей ученику известного французского живописца Николо Пуссена, Гаспару Дюге.
Картины скандального Караваджо были приобретены Олимпией Майдалкини. Это ранние работы Караваджо - Магдалена и очень необычная в исполнении картина «Отдых по пути бегства в Египет». На этой картине ангел с черными крыльями радует Иосифа и Марию, склонившуюся над сыном, игрой на виолончели. Иосиф держит в руках партитуру, в которой читается музыкальное произведение «Песнь Песней». С удивительным натурализмом художник описал детали на картине, ведь каждая веточка облает своим сакральным смыслом: лавровый лист- чистота Марии, а чертополох - страдания Христа.
Потомки семейства также были ярыми представителями в политике и социальной жизни страны и продолжали пополнять коллекцию и работы во дворце.
Так в веке, архитектор Вальвассори зарывает некогда открытую лоджию, выходящую во внутренний двор эпохи Возрождения, и так начинается формирование знаменитой зеркальной галереи, в одном из рукавов дворца.
Бальный зал был отреставрирован и украшен расписными гобеленами во второй половине века. Помимо залов для публики и частных покоев во дворце есть и более интимное помещение - капелла, спроектированная Карлом Фонтана в веке. Здесь до сих пор хранятся реликвии и останки святых.
Коллекцию искусства семьи можно считать одной из самых крупных частных коллекций во всем мире. Самые ранние шедевры века, кстати, в коллекции появились позже всех, уже в веке, благодаря Филиппо Андра , который был активным политическим деятелем в период объединения Италии, занимал должность военного министра, сенатора и мэра Рима. Он положил начало бракам с англичанами в семье и его супруга Мэри Талбот станет ключевой фигурой в благотворительной деятельности в Риме.
По случаю юбилейного года в Риме в 1950 еще один мэр города из представителей семьи впервые открывает коллекцию для всех желающих, а чуть позже дворец станет музеем, который и сейчас можно посетить в Риме и отправиться сюда на экскурсию. Ведь кроме описанных произведений искусства здесь вы увидите работы Рафаэля, Тициана, Гвидо Рени и многих других гениев Возрождения и Барокко.
Заказать экскурсию в галерею можно тут.