Амфитеатр Флавиев, известный как Колизей, был построен в I первом веке для развлечения простого народа. Эта арена принадлежала римлянам и воспевала славу Империи и доблесть императора. Самый большой амфитеатр, который когда-либо был построен мог разместить до 80.000 зрителей. После открытия в 80 году игры на арене продолжались 100 дней.
Каждый день с утра до вечера на арене демонстрировали охоты на диких животных, экзекуции приговоренных к смертной казни, но гвоздем программы были поединки гладиаторов.
Гладиаторы жили и тренировались в школе Ludus Magnus, что находилась рядом с Колизеем и была соединена с ним подземным ходом, по которому атлеты заходили в подземелья амфитеатра и выходили через главные ворота Porta Triumfalis на арену.
Выходу гладиаторов на арену Колизея всегда предшествовала, так называемая pompa magna, торжественное шествие музыкантов и провокаторов, этакий разогрев для главного шоу. Одним из самых необычных музыкальных звучаний, которое можно было услышать на арене, был гидравлический орган, спроектированный еще в 3 веке до н.э. Тисибием из Александрии, впервые представленный на боях еще при Нероне.
После такого шумного представления и под восторженное ликование публики, ожидающей главного зрелища, на арене появлялись суперзвезды античности – гладиаторы и начиналась прелюдия. Гладиаторам раздавали деревянные мечи, чтобы те продемонстрировали свою силу и мастерство беснующейся толпе, и размяли мускулы перед тем, как начать битву всерьез.
Тут можно было сделать последние ставки на победу понравившегося гладиатора, подогрев свой интерес к главному бою, который вот-вот начнется. А вот патриции или даже сам император в этот момент могли выйти на арену, чтобы прочувствовать накал страстей на собственной шкуре.
Что ж арбитр бросает клич и машет дубинкой – сигнал начала гладиаторских боев.
Все покидают арену, на которой тут же появляются прислужники с арсеналом оружия: мечи, ножи, трезубцы, копья – все то, что вскоре будет пущено в ход. Но для начала арбитры должны удостовериться в том, что все орудия действительно качественно заточены и способны пронзить противника. Без шуток, все взаправду! Наконец-то все готово к бою, напряжение зрителей достигло предела, арбитр бросает новый клич и вот бои начались!
На арену выходит первая пара гладиаторов, толпа взрывается криками и аплодисментами, темп музыки нарастает.
Пара атлетов подобрана исходя из примерно одинаковой силы и весовой категории, но с разный обмундированием и оружием для большей зрелищности.
Первый гладиатор секатор – в круглом шлеме и с заостренным мечом, который он держит в руке, закрытой металлическим рукавом, а в другой огромный шит, который делает его неповоротливым, приветствует публику.
В более легком обмундировании предстает на арене его соперник ретиариус (rete – сеть, ит.). Кроме огромного трезубца он держит в руках сеть, которую с ловкостью может накинуть на противника, обезвредив его. Долгое время он прибывал в немилости у публики. Не имея ни шлема, ни тяжелых доспехов, но будучи за счет этого более легким и проворным, ретиариус с легкостью увиливал от ударов, избегая таким образом прямой схватки. Но со временем, само отсутствие шлема сделало его более узнаваемым, а скудное обмундирование стало признаком храбрости, что привлекло к этому гладиатору множественные толпы поклонников, а точнее поклонниц. Да, да, гладиаторы были очень любимы женщинами. Они восхищались их силой и храбростью и были не прочь сходить на свидание с понравившимся гладиатором в подземелье Колизея.
Но вернемся на арену, где поединок начался c атаки секатора, а ретиариус вынужден бежать и уворачиваться. Будучи ловким и быстрым ему это удается и они мечутся по арене, но тут удар в спину настигает его и вот первая кровь на арене, и публика яростно ликует. Ослепленный своим преимуществом секатор не замечает, как опустившись на землю, противник ранит его своим трезубцем, и вот он уже сам коленях, а сеть ретиариуса обмотала его, сковывая движения. Ретиариус подносит свой трезубец к затылку соперника, и арбитр останавливает поединок, объявляя победителя.
Теперь очередь за императором, решать оставить ли жизнь секатору или же позволить победителю нанести решающий удар. Император обращается к публике, которая делится на тех, кто кричит “mitte”, что означает отпустить проигравшего и на более кровожадных, которые вопят “iugula” и жаждут, что проигравшему перережут горло. Нет единогласного ответа и решать императору, который получает знак от арбитра, что рана секатора не смертельная и он может выжить. Тогда император поднимает руку вверх, толпа замирает в ожидании решения и император сжимает большой палец в кулаке – символ жизни. Публика аплодирует, и гладиаторы покидают арену.
Большой палец символизирует меч, опущенный вниз, он означал бы смерть проигравшего, но такое не так часто происходило на арене. Если проигравший подавал надежду на жизнь после полученных ран, то чаще всего был помилован, ведь в противном случае император должен был оплатить все инвестиции, вложенные в атлета. Тренировки, жилье, еда, медицинская помощь – гладиаторы обходились недешево Риму. Хотя, конечно, даже самые именитые гладиаторы, такие как сириец Фламма, который одержал 21 победу из 34 поединков, отказываясь от свободы продолжал сражаться, в итоге принял смерть на арене, склонив голову перед победителем, отважно принял смерть.
Умереть как гладиатор. Лучший комплимент для любого война погибшего на войне. Ведь умереть по решению хозяина или толпы, или императора было для гладиатора естественным, и они, не дрогнув принимали свою участь, демонстрируя храбрость и вызывая восхищение публики. Любой гладиатор, выходящий на арену, был готов оставить там жизнь, и за это даже высшие сословия уважали их, а женщины обожали. В остальном отношение к ним было как к обычным рабам.
В основном гладиаторами становились пленники с завоеванных территорий, часто получая имя родных мест. Например, трэкс – выходец из Тракии (Болгария). Кстати, оттуда прибыл и знаменитый Спартак, организовавший мощное восстание. Галлиус был родом из Галли, завоеванной еще при Юлии Цезаре. Эти пленники были крепкого телосложения и их обучали владению оружием и техникам сражений. При этом гладиаторы победители получали весьма неплохой гонорар за свои триумфальные битвы, а также могли стать свободными гражданами, получив деревянный меч – рудис. В погоне за славой или деньгами в гладиаторы шли даже вольные люди. Например, Атиллиус, который был рожден свободным римлянином, но стал победоносным гладиатором, чтобы рассчитаться с непомерными долгами. Такое положение не было редкостью, так как азартные игры были очень популярны: ставили и на скачках, и на гладиаторских боях. Даже на входе в Колизей, среди сувенирных лавок букмекеры готовы были принять вашу ставку. Билеты на сами состязания для римлян были бесплатными, зато раскошелиться на ставку было обычным делом. Сами игры длились обычно по 100 дней.
Со дня своего открытия амфитеатр поражал посетителей грандиозностью и размахом, так строительный гений древних римлян восхищает и нас сегодня.
Чтобы узнать больше, приходите на экскурсию в Колизей и Римский Форум.